Современная живопись или жив ли реализм?
Что такое современная живопись? Ответ на этот вопрос не слишком очевиден.
Для нашего соотечественника наиболее вероятными ассоциациями с этим понятием могут быть исторические картины Глазунова, портреты Шилова, фантазии Сафронова. Не слишком часто на страницы печати и экраны ТВ попадают фамилии других современных художников.
Если сравнивать живопись с другими видами искусства, то надо признать, именно живопись понесла в 20 веке наиболее тяжелые потери в борьбе за популярность.
Отчасти это можно объяснить тем, что развитие живописи в конце 19, начале 20 веков пошло с немыслимой для прежних времен скоростью, сравнимой разве что со скоростью развития науки (правда, с несколько иными для живописи результатами).
Перед изумленным обывателем замелькали, не успевая сменять друг друга, новые стили и направления: импрессионизм, фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм…. И все это за какие-то 40 лет, не считая менее заметные открытия; после чего на горизонте мрачно замаячил «Черный квадрат» Малевича, предрекая вообще окончание искусства в старом его понимании. В дальнейшем, художественная мысль, развиваясь, стала предлагать зрителю вместо картины маслом разного рода сантехнические фаянсовые изделия, отходы металлопроизводства или муляжи акул, хотя к живописи это уже прямого отношения не имело, а стало называться просто и понятно –«современным искусством».
В конечном итоге, это не могло определенным образом не повлиять на того же обывателя, который, не смотря на проводимую над ним маркетинговую работу, отличался несомненным здравым смыслом. Поэтому, если в былые времена, художник представлялся ему (ну хотя бы для просвещенной его части) волшебником – небожителем, способным прикоснуться к сокровенным таинствам бытия, то теперь он зачастую представлялся поставщиком сомнительного товара, а то и просто шарлатаном.
Тем не менее, живопись продолжала существовать, открывая и впитывая новые идеи, уходя в полную беспредметность и возвращаясь к предметным формам, обогащенным новыми находками.
Оглядываясь на новейшую историю развития изобразительного искусства, следует признать, что многовекторнсть его развития – неоспоримый факт, а реализм является не застывшей формой, а изменяющимся и развивающимся направлением. Следует также отметить, что именно русская (пусть и «советская») живописная школа внесла в 20 веке наиболее весомый вклад в развитие данного направления.
Как ни странно, именно в нашем отечестве, в середине 20 века, существовал и тщательно оберегался заповедник реалистической живописи, именуемый социалистическим реализмом. Соотношение этих двух понятий требует отдельного обсуждения и осмысления, этому вопросу посвящены серьезные исследования, но в результате, странные молодые люди поступали в специальные учебные заведения, где учились рисовать гипсовые головы и писать этюды на пленере, изучали анатомию и историю искусства, фундаментально приобретая уникальные профессиональные навыки.
Результаты их дальнейшей деятельности были самые различные, но сейчас следует признать, что все эти годы шла упорная работа по поиску новых форм и способов их выражения, шло дальнейшее развитие реалистической школы, ценность которой постепенно осознается мировым арт рынком. В подтверждение этого хотелось бы назвать нескольких художников, которые правдой своего творчества, высотой смысла и формы работ доказывают выше сказанное. Хотелось бы назвать А. Пластова, Н. Андронова, В. Попкова, Е. Моисеенко, Т. Назаренко, Д. Жилинского… . Пример их творчества, а также творчества десятков других художников позволяет сделать заключение о том, что реалистическая живопись выражает одну из насущных духовных потребностей непростой российской действительности.